+7 (4012) 37 50 63
764754@gmail.com
tps-trans
351859248
Отправить заявку на грузоперевозку

Литовский феномен: общественные центры логистики

Литовский феномен: общественные центры логистики

Два года назад в Вильнюсе и Каунасе вступили в строй общественные центры логистики — о том, что это такое вообще и в чем важность этих центров для транспортной системы Литвы, рассказывает аналитик Sputnik Литва

Общественные центры логистики (ОЦЛ) "пришли" в Литву из Германии, где такого рода объекты появились еще в 80-е годы. Для Балтии же ОЦЛ в новинку — Литва первой проявила к ним интерес.

Большая разница

Главное отличие ОЦЛ от обычных центров логистики состоит в том, что они призваны обслуживать, как минимум, два вида транспорта, чаще всего — автомобильный и железнодорожный. Или три, если ОЦЛ расположен около аэродрома или морского порта. А то и все четыре. Поэтому в структуре ОЦЛ всегда предусмотрен терминал для перевалки грузов с одного транспортного средства на другое. К примеру, площадки и краны для переноса контейнеров с платформ и вагонов в фуры и грузовики.

Еще одна важная особенность: возле ОЦЛ обычно отводится территория для "индустриальной деревни", промышленного парка или свободной экономической зоны, где расположены множество складов и предприятий, которые пользуются услугами ОЦЛ.

Почему Литва?

Ответ на поверхности: из трех Балтии Литва — наиболее удобный и интенсивно "эксплуатируемый" транзитный путь между Востоком и Западом. Неудивительно, что первые разговоры об ОЦЛ в стране начали вести еще в начале "нулевых".

От слов быстро перешли к делу — так появилась программа по деятельности общественных центров логистики. Она получила очень щедрую поддержку со стороны Евросоюза. Благодаря деньгам ЕС покрывается 26 миллионов расходов ОЦЛ в Вильнюсе из 38,5 миллионов, а в Каунасе — 21 миллион из 25-ти. Роль оператора этих двух проектов стали выполнять "Литовские железные дороги". Оба проекта идеально отвечают своему назначению геостратегически. В Вильнюсе ОЦЛ расположен на железнодорожной станции Вайдотай, где между четырьмя подъездными путями высится сорокатонный козловый кран, способный перегрузить до 100 тысяч тонн грузов в год.

Примечательно, что презентация ОЦЛ в столице совпала с завершением строительства участка Вильнюсской объездной автомагистрали, которая соединена с Минским шоссе. Это позволяет направлять машины на восток, не тревожа жителей столицы. Теперь здесь подступаются к строительству промзоны, под которую отведена территория аж в 460 гектаров. Но этот процесс, как показывает опыт Германии, может растянуться на десятки лет.

В Каунасе ОЦЛ возвели на станции Палямонас, рядом с которой проходит скоростная магистраль Вильнюс-Клайпеда и имеется до 200 предприятий. Стратегическая перспектива проекта связана с завершением прокладки европейской железнодорожной колеи (1435 мм), которая соединит Каунас с Польшей. Терминал позволит переваливать грузы, которые доставляются по этой дороге из Европы, дальше на восток — уже по рельсам с российской колеей (1520 мм), а также на автотранспорте, который отправляется на север в Латвию, Эстонию и Скандинавию.

В перспективе оба литовских ОЦЛ могут стать трехмодульными, ведь всего в восьми километрах от Вайдотай и в семи километрах от Палямонаса находятся Вильнюсский и Кармелавский аэропорты, с которыми станции можно соединить железнодорожными ветками.

Были и другие

Еще до того, как сложились вильнюсский и каунасский проекты, аналогичные планы вынашивали Шяуляй и Клайпеда.

В Шяуляй еще шесть лет назад был подготовлен технический проект, согласно которому ОЦЛ планировалось расположить около аэропорта Зокняй. Чтобы вдохнуть новую жизнь в этот военный аэродром, на его окраине местные власти начали формировать подобие свободной экономической зоны. Они хотели на стыке этих двух объектов создать ОЦЛ, дополнив проект железнодорожной веткой. Однако из-за отсутствия инвесторов идея не была реализована. Вдобавок проект не попал в программу финансирования Европейского структурного фонда на 2014–2020 годы.

Эксперты считают, что шяуляйский проект замер потому, что изначально инициировался на муниципальном уровне. В итоге он оказался без оператора — его задачи взяло на себя местное самоуправление и не справилось.

Много неопределенности и с проектом в Клайпеде. Этот город со своим портом, железной дорогой и огромным складским хозяйством уже сам по себе представляет ОЦЛ. Поэтому здесь хотят реализовать вспомогательный вариант, оборудовав на припортовой станции "Драугисте" терминал для обслуживания контейнерного потока, который поступает из Клайпедского региона. Просто, чтобы не везти грузы в порт для их таможенного оформления.

Но пока это лишь сценарий, как в случае с Шяуляем, и зависит он от множества обстоятельств. Прежде всего, от того, как сработают общественные центры логистики в Вильнюсе и Каунасе.