Негабаритный груз
Негабаритный груз - это груз, весогабаритные параметры которого превышают допустимые при транспортировке размеры и установленные правилами дорожного движения нормы. Другими словами, негабаритный размер — это такой размер груза, который невозможно поместить в стандартное транспортное средство.
Регулирующие документы перевозки негабаритных грузов автотранспортом
Главный государственный орган, регулирующий порядок перевозок негабаритных грузов - Федеральное дорожное агентство Росавтодор.
Основные документы, регулирующие перевозку негабаритных грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации:
1 Правила дорожного движения
2 Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272)
3 Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 15 января 2014 г. N 7 г. Москва).
Согласно правилам дорожного движения (ПДД) и правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, перевозка грузов должна производиться транспортным средством с размерами, не превышающими 2,55 м в ширину, 20 м в длину (включая прицеп) и 4 м в высоту от проезжей части с учётом груза. Общая масса автопоезда вместе с грузом не может превышать:
- Для одиночных автомобилей:
◦ двухосного - 18 тонн
◦ трехосного - 25 тонн
◦ четырехосного - 32 тонны
- Для автопоездов:
◦ трехосного - 28 тонн
◦ четырехосного - 36 тонн
◦ пятиосного и более - 40 тонн
В случае, если хотя бы один весогабаритный параметр автопоезда с грузом превышает указанные, для проезда такого автопоезда требуется специальное разрешение и/или специальный пропуск. Проезд без такого спецразрешения грозит штрафом до 500 000 рублей для юридических лиц, а также отправкой автопоезда на штрафстоянку до устранения причины задержания.
Ниже приведен список нормативных актов, регулирующих перевозки негабарита автомобильным транспортом по России и краткие комментарии по ним.
Правила дорожного движения о перевозках негабаритных грузов.
Лишь некоторые особенности перевозки негабаритных грузов регламентируются Правилами дорожного движения РФ. В них говорится про проблесковые маячки, опознавательные знаки, скорость движения негабарита, свес (выступ за задний и боковые габариты). Остальные моменты перевозки негабарита, согласно ПДД, регламентируются специальными правилами.
Федеральный закон и правила перевозок грузов автотранспортом.
Основной нормативный акт, касающийся автомобильных перевозок негабарита - Федеральный закон №257-ФЗ, который в главе 5, статье 31 регулирует, как следует перевозить негабарит по автодорогам РФ. В этом законе говорится о том, что:
- для перевозок КТГ по автодорогам требуется спецразрешение;
- порядок выдачи утверждается правительством РФ;
- маршрут должен быть согласован с владельцами автодорог;
- должен быть возмещен ущерб, который рассчитывается владельцами автодорог.
На основании права, определенного этим законом, правительство утвердило Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Они утверждены постановлением №272 от 15.04.11. В них даются определения, среди которых:
- тяжеловесный груз;
- крупногабаритный груз;
- делимый груз.
Также в приложениях к этим правилам даются числовые нормативы, по которым определяется, является ли груз «негабаритным» .
Спецразрешение на негабаритный груз
Порядок оформления
Регламент выдачи спецразрешений на негабаритные грузы определяется документом под названием "Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 24 июля 2012 г. N 258 г. Москва).
Типы спецразрешений.
Спецразрешение бывает двух видов:
- на международные перевозки;
- на межрегиональные перевозки.
Международные спецразрешения
В случае, если маршрут автопоезда включает погранпереход через границу Российской Федерации и следует в другое государство - требуется оформить международное спецразрешение. Без него автопоезд не будет пропущен пограничниками. Отличительная особенность международного спецразрешения в том, что оно - разовое, может быть оформлено только на один рейс. Еще одна важная особенность такого разрешения - на автопоезда, следующие с таким разрешением не действуют весенние ограничения, устанавливаемые Росавтодором для просушки дорог после зимнего периода.
Международные спецразрешения оформляются только в одном месте: ФКУ Росдормониторинг, г.Москва. Подать заявку на получение разрешения можно лично или через портал "Госуслуги". Также, в случае невозможности самостоятельного оформления и подачи документов, можно воспользоваться услугами сервисных фирм для оформления разрешения. Порядок выдачи разрешения, утвержденный приказом №258, позволяет подавать заявление как владельцу транспортного средства, так и его представителю, при наличии доверенности.
Межрегиональные спецразрешения
В случае, если маршрут проходит по двум или более субъектам Российской Федерации, оформляется межрегиональное спецразрешение. Его можно оформить на срок до 3х месяцев, на 10 поездок (с возможностью прописать в маршруте "и обратно с грузом"). Межрегиональные разрешения оформляются в одном из тридцати трех Управлениях дорожного хозяйства РФ (Упрдор) или в их филиалах. Список управлений можно найти на сайте Росавтодора. Подать заявку на получение такого разрешения можно лично или также через портал "Госуслуги". В какой именно Упрдор нужно подавать заявление, зависит от начальной точки маршрута.
Денежные расходы по оформлению спецразрешений
Стоимость оформления специального разрешения - госпошлина в размере 1600 рублей (с 01.01.15), уплачиваемая по реквизитам, предоставляемым органом управления дорожного хозяйства.
Отдельно оплачивается ущерб, наносимый дорогам автотранспортом, чья общая масса с грузом и/или осевые нагрузки превышает допустимые. Величина ущерба рассчитывается специалистами управления дороги по специальной формуле и зависит от величины превышения нормативов, длины маршрута, типа дорог, типа транспортного средства. Величина ущерба за превышение осевых нагрузок сравнительно выше, чем ущерб за превышение предельной общей массы. Это связано с тем, что дороги разрушаются больше именно под воздействием точечного давления на пятно соприкосновения с дорогой. Если даже большая общая масса распределена на большое количество осей - дорожное покрытие страдает меньше.
Также, при проследовании "высокого" негабаритного груза (с превышением установленного ограничения по высоте - 4,0 м) по населенным пунктам, возможно потребуется согласование с организацией, заведующей энергохозяйством и/или электротранспортом населенного пукнкта. В случае, если груз слишком высокий и существует опасность повреждения контактно-кабельной сети, требуется сопровождение автопоезда специальным транспортом - "вышкой", предоставляемым энергохозяйством. "Вышка" едет вместе с автопоездом и приподнимает провода в тех местах, где мог быть контакт.
Организация автоперевозки негабаритного груза
Если груз по своим параметрам выходит за габариты транспортного средства, то есть выступает сзади и спереди на 1 м или сбоку на 0,4 м (40 см), то на автомобиль должен быть установлен специальный опознавательный знак «Крупногабаритный груз».
В некоторых случаях автоперевозка груза требует организации сопровождения перевозки.
До 1 июля 2014 года действовали следующие правила:
Перевозка негабаритного груза должна быть организована силами транспортной компании, если груз имеет следующие параметры:
- длина транспортного средства с грузом более 24 м, но менее 30 м;
- ширина транспортного средства с грузом более 3,5 м, но менее 4 м;
Перевозка негабаритного груза должна сопровождаться представителями автодорожной инспекции, если груз имеет следующие параметры:
- длина транспортного средства с грузом более 30 м;
- ширина транспортного средства с грузом более 4 м.
С 1 июля 2014 года, в связи с вступлением в силу приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 , устанавливающего Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, вводятся следующие мероприятия по организации перевозок негабаритных грузов:
ст. 52. Для обеспечения безопасности при перевозке крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов и информирования других участников дорожного движения о его габаритах, перечисленных в таблице "Обязательные условия использования автомобилей прикрытия" (приложение к настоящим Правилам), необходимо использование автомобилей прикрытия
ст. 53. Автомобиль прикрытия должен двигаться:
1) перед транспортным средством:
на безопасном для движения расстоянии (с учетом установленной скорости движения), уступом с левой стороны по отношению к транспортному средству, перевозящему крупногабаритный и (или) тяжеловесный груз, таким образом, чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемого транспортного средства с информационным светоотражающим или световым табло, обращенным вперед;
с развернутым устройством для определения высоты искусственных сооружений и других инженерных коммуникаций при высоте транспортного средства с грузом или без груза свыше 4,5 метра;
2) позади транспортного средства:
с информационным светоотражающим или с внутренним освещением табло, обращенным назад.
Использование автомобиля прикрытия позади транспортного средства необходимо также в случаях, когда свес груза за задний габарит транспортного средства составляет более четырех метров независимо от прочих параметров транспортного средства с грузом.
ст. 54. Автомобиль прикрытия должен:
1) иметь светоотражающие желто-оранжевые полосы;
2) быть оборудован:
двумя проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета (допускается применение проблесковых маячков, конструктивно объединенных в одном корпусе);
информационным светоотражающим или световым табло желтого цвета размером один метр на 0,5 метра с текстом "БОЛЬШАЯ ШИРИНА", "БОЛЬШАЯ ДЛИНА", выполненным из световозвращающей пленки синего цвета с высотой шрифта 14 см;
устройством для определения высоты искусственных сооружений и других инженерных коммуникаций.
Проблесковый маячок устанавливается на крыше транспортного средства или над ней. Способы установки проблесковых маячков должны обеспечивать надежность их крепления во всех режимах движения и торможения транспортного средства.